Стиль конструктивизм
Конструктивизм (1 пол. ХХ века). В
дизайне интерьера стилю характерны продуманные
функциональные решения и строгое следование их
требованиям, компактные объемы с четко выявленным
каркасом, техническая ясность форм. Отсутствие лепного
декора. Широко используются встроенные ниши, подсветки.
Мебель отличается мобильностью и функциональностью.
Конструктивизм производная от лат. constructio - построение.
Направление в советской художественной культуре в 1920-х
гг., выдвигавшее на передний план
конструктивно-техническую сторону художественного
творчества. Для конструктивизма характерна критика
станковизма и созерцательности в искусстве, стремление
реализовать в художественном творчестве требования
конструктивной целесообразности, рациональности,
функциональной оправданности, экономии.
Конструктивизм своеобразно отразил пафос революционной самодеятельности
1920-х гг., выдвигая требование превращения искусства в
жизнестроение, то есть, в творчество целесообразных
форм, организующих реальную общественную
жизнедеятельность.
В той или иной форме идеи конструктивизма получили отражение во всех
видах искусства (напр., творчество К. С Малевича и Л. М.
Лисицкого в живописи, сценические площадки театра
Мейерхольда и др.), но перспективными они оказались лишь
в прикладном искусстве и архитектуре, поскольку
требования конструктивности и функциональности совпадали
с объективной тенденцией развития этих видов искусства.
Применительно же к музыке, литературе, изобразительным
искусствам призывы превратить художественное творчество
в функционально-практическое конструирование оказались
несостоятельными.
Некоторые его сторонники вскоре отказались от крайностей конструктивизма
и стали активными борцами за социалистическое искусство,
другие (напр., Л. М. Лисицкий, А. М. Родченко) перешли
от абстрактного к реальному предметотворчеству и стали
первыми советскими дизайнерами. Те же, кто настаивал на
самоценности конструктивных экспериментов, оказались в
лагере модернизма.
Представители конструктивизма в архитектуре, оформившегося под
воздействием концепции "производственного искусства"
(братьи Веснины, М. Я. Гинзбург, И. И. Леонидов, К. С.
Мельников и др.), в своих проектных и теоретических
работах, по сути дела, заложили основы советской
архитектуры и градостроительства, разработали принципы
художественного конструирования, стали авторами первых
советских павильонов на международных выставках.
Конструктивизм оказал сильное влияние на формирование
эстетических теорий немецкого Баухауза и
западноевропейских функционалистов.
Стиль советской архитектуры конца 1920 - середины 1930-х гг.,
характеризующийся графической четкостью композиции,
отсутствием декора, чередованием горизонтальных
"ленточных" окон, глухих плоскостей и вертикальных лент
остекления лестничных клеток. В этом смысле
конструктивизм выступает обобщающим понятием,
характеризующим стилистику столь разных мастеров, какими
были архитекторы М. Я. Гинзбург, И. С. Николаев, Б. М.
Иофан (автор проекта жилого комплекса и кинотеатра
"Ударник" в Москве), Г. Б. Бархин (автор проекта
комбината "Известия" в Москве) и др.
(Словарь "Эстетика", М., Политиздат, 1989)